Родители! Не хотите, чтобы дети покончили с собой? Не мешайте им играть! часть 2

 Статья

Родители! Не хотите, чтобы дети покончили с собой? Не мешайте им играть!
часть 2
19.02.2017г.

 


Управленческий прием по системе М.Е. Литвака

Родители, хотите, чтобы дети включали вас в свою игру? Если да, то надо, чтобы дети то-же хотели с вами играть. Возможно, вам в этом поможет управленческий прием по системе М.Е. Литвака. Отдать ребенку всю инициативу введения игры и выполнять его указания. Можно подстроиться снизу или стимулировать его активность: "О, это для меня сложно", "А как надо?", "Научи меня", "Давай, командуй мной".
Как это может помочь вашему ребенку? 
Это ему поможет во взрослой жизни и адаптироваться к любому коллективу и уметь управлять самому на должности начальника. 

А.С. Макаренко выделил три стадии игры:

Первая стадия. До 5-6 лет. Детям свои игрушки нравятся, но иногда соседская машинка кажется намного привлекательнее, и они возвращают ее неохотно и со слезами. Они не всегда хотят поделиться своей игрушкой с товарищем в песочнице.

На этой стадии ребенок играет сам или в группе из 2-3 человек: родитель (няня, бабушка) или товарищи по игре. В игре у него появляется гордость за свои достижения. Родителям помощь в игре и поддержку, нужно оказывать, только после его просьбы. Не просит, не лезьте!

С какими трудностями могут столкнуться родители на этой стадии игры? 
Например, бывали ли у вас ситуации когда, вы наблюдаете, ваш двух трехлетний малыш, в песочнице подрался с соседской девочкой или наоборот его обидели. Какая чаще всего реакция будет у бабушки, мамы? Они влезают и пытаются быть судьей. Встав на сторону своего ребенка, или его обидчика. Но родители не всегда объективны. Они понимают поведение либо своего ребенка, либо наоборот, потому что им неловко перед другими родителями. Но правильно ли это? Будет ли у выросшего ребенка в 30-40 лет возможность к вам обратиться, чтоб вы его рассудили в споре с женой, с начальником, или с соседом? Нет. Дорогие родители, постарайтесь не влазить никогда во взаимоотношения ваших детей с другими. Пусть они сами научатся решать свои проблемы.

Вторая стадия. После 5- 6 лет и до 11-12 лет. На этой стадии усложняется и содержание и форма игры: расширяется круг задач и интересов, усложняется организация и режим, подключается помощь педагогов. Школа приносит в детский коллектив дисциплину и общественный контроль.

Дети уже играют в группе состоящей от 2-3 до 12-30 человек. Играют не просто за себя, а и за школу, кружок или секцию. 

Пример. Театральные и драматизированные игры (творческие-сюжетные), настольно- печатные игры и наборы содействующие усвоению учебных дисциплин (мозаики, счетно-строительный материал), игры связанные с трудовыми процессами (пошив одежды, авиа моделирование, изготовление поделок и т.д.).

В результате победы в своей команде у ребенка будет чувство гордости, не просто от своего личного вклада в игру, а за свою команду, за свою школу, или коллектив. В этот момент у него проявляются лидерские качества и идет формирование своего места и роли в группе. 

И на этой стадии дети то же нуждаются в поддержке. Если вы не испортили с ними отношения, то они пока могут прийти к вам за поддержкой и охотно рассказать о своих тревогах. Но все ли родители умеют оказать эту поддержку? На мой взгляд, нет. Чаще всего родители начинают критиковать или оценивать их действия или даже наказывать. Тогда как стоит просто выслушать и сказать: "Да, ты умный разберешься сам". Если родители традиционно критикуют, то через какое то время дети прекращают рассказывать, чтобы не слушать критику.

Пример того, как мама из-за критики потеряла доверие своего сына: Ко мне обратилась мама с жалобой на поведение сына 12 лет. Он пару недель назад сбежал с группы продленного дня. И она рассказала, что на уроках ему было тоже скучно. На первой консультации мама за 50 минут несколько десятков раз так или иначе критиковала сына. Но, за все время, вспоминала только пять слов, чтобы сказать что-то хорошее о нем. И мама, уходя мне сказала: "Поработайте с ним, может он вам что расскажет". Да, определенными приемами, хваля его я добилась того, что он мне рассказал о себе. Но почему он не рассказывал ничего матери? Потому что не хотел слушать критику. Ведь у него к ней не было никакого доверия. 

Третья стадия. После 11-12 лет. Более сложные коллективные формы игры. Игра становится спортивной. Физкультурные цели, правила. В игре проявляется коллективный интерес и необходимо соблюдение дисциплины.

Если воспитание ребенка до 5 лет шло с ошибками, то на этой стадии игры у него будут проявляться такие черты характера как: застенчивость, нерешительность, обидчивость, пассивность, капризность.

Если на первых стадиях ребенок не получил поддержку, то своими переживаниями и трудностями делиться он не будет. А нужно ли ему это? Да, конечно. Ведь тогда он лучше сможет адаптироваться к группе, будет понимать свое место и роль, и прогнозировать поведение других. 

Типы игр

1) Игры с готовыми и полуготовыми игрушками(вещь)
Готовые: куклы, животные, техника\транспорт, инструменты и пр.
Форма игрушки завершена, девиз: "Берешь и играешь", в игре время затрачивается на разработку сюжета и распределение ролей.
Полуготовые (частично готовые): кубики, конструкторы, модели трансформеры и т.д.
Форма игрушки требует доработку, количество возможных вариантов форм предельно, девиз: "Доделай и играй", время затрачивается на завершение, сюжет и распределение ролей.

2) Игры с материалами (качество): бумага, песок, глина, дерево, растения и т.д.
Форма требует самостоятельного изготовления, количество возможных вариантов формы и содержания ограничивается только фантазией играющего, девиз: "Создавай и играй", время затрачивается на создание идеи, сюжета, распределение ролей.

3) Игры действие (состояние): сюжетно - ролевые, спортивные, дидактические и т. д.

Внимание, родители! Говоря об играх, полезным будет добавить предостережение с компьютерными играми. Компьютерная зависимость чаще всего развивается у умных скучающих в школе и дома детей. Не имеющих возможности выразить себя творчески в какой-либо социально полезной деятельности (с заблокированной возможностью творческого самовыражения). У зависимости, что у компьютерной, что у алкогольной, что у никотиновой те же три стадии развития. Первая стадия- идет борьба мотивов, где еще только принимается решение, почитать книгу или поиграть в игры. Вторая стадия- ведущим мотивом становится мотив зависимости. Третья стадия- вся жизнь подчиняется удовлетворению одного ключевого мотива, деградация и печальный исход (конец). Более подробно можно посмотреть в книгах М. Литвака "Принцип сперматозоида" и "Если хочешь быть счастливым". 

Сейчас по просторам интернета гуляют компьютерные игры приводящие к суициду играющего. Самыми незащищенными в данном случае (от этих игр) остаются подростки школ и колледжей, причем эта участь случается как частных, так и в государственных учреждениях.

М.Е. Литвак говорит, что причина всему этому то, что родители не умеют любить детей. Детям не хватает любви, и дети ищут суррогаты любви в играх. Но почему эти суррогаты так хорошо находятся детьми в играх? В них вся жизнь.

В компьютерных играх заданы форма и содержание. Переход от одного этапа к другому, дает возможность участнику быстро достигнуть победы, звания, бонусы или баллы( почести, статус, слава). Во время игры возникают эмоции интереса и радости, чувство победы, гордости от ложных достижений. Недостаток таких игр, на первых стадиях зависимости- не идет наработка навыка для дальнейшей социализации( нет практического применения для дальнейшего использования в самостоятельной взрослой жизни ребенка), не способствует формированию самостоятельности. Девиз компьютерных игр: достичь мгновенного результата, без приложения методичности и усилий. Не требуется творческих усилий, затрат душевных, физических. У играющего, в какой-то момент, стирается граница между игрой и реальностью, убийство героев в компьютерной игре не вызывает страха, ведь в виртуальном пространстве можно начать игру заново, и пройти все уровни снова, и возникает ошибочное сравнение (по аналогии) что и в жизни так же, можно умереть и можно начать жить сначала. В игре идет идентификация себя с героем- возможность на некоторое время пожить жизнью предлагаемого персонажа. Из-за ошибочного мышления, что смерть не конечна, ребенок заигрывается до зловещего финала, (я не стану перечислять все суицидальные варианты, тем более что сейчас в телепрограммах идет активное освещение таких зловещих случаев).

Скажите, пожалуйста, какой тип игр родителям следует выбрать? Игры с готовыми и полуготовыми игрушками, игры с материалами. А игры действия на мой взгляд должен подбирать специалист.

"Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина" (Макаренко А.С.). 

"...что такое игра и чем она отличается от работы... Нужно прежде всего сказать, что между игрой работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу" (Макаренко А.С.).

"Игры детей- вовсе не игры, а правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста" (Мишель Де Монтень).

Вывод: Дорогие родители, если вы, не хотите чтобы ваши дети вышли в окно, не мешайте им играть.

Что почитать и послушать:

1. А.С. Макаренко Сочинения в семи томах. Т.4, М.-1957г.
2. Аудиосеминары М.Е. Литвака.
3. Книга М.Е. Литвака Если хочешь быть счастливым. 4-е изд., Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс» 2003.- 608с.