Мини-лекция (про "дисциплину") часть 1

 Мини-лекция (про "дисциплину")
часть 1

09.02.2017г.



" ...при овладении каким-то конкретным искусством дело не просто в дисциплине (например, в том, чтобы заниматься ежедневно определенное число часов), но в дисциплине всей жизни человека".
Э. Фромм

Какую самую частую тему поднимают родители, приходя на консультацию к психологу? Верно. Ребенок не дисциплинирован.

По нашим представлениям обучают не слова, а действия. И дисциплину надо продемонстрировать детям своим примером. А дети просто скопируют ваше поведение для самих себя. 

Самая частая ошибка родителей, такая: "Ты делай не так как я делаю, ты делай так как я тебе говорю". Например, отец алкоголик запрещает сыну пить, будет ли сын пить? Да.

Низами, сказал: "Все идеи стары как мир, лишь в терминах звучит волнующая новизна".

Дорогие родители, мы сегодня рассмотрим, как понимали дисциплину: 
-Древнегреческий оратор Демосфен, вершин которого на сегодня никто в ораторском искусстве не переплюнул;
-психотерапевт и ученик Фрейда, Эрих Фромм;
-великий педагог, Антон Семенович Макаренко, который (на заре советской власти) разработал и внедрил блестящие методики воспитания малолетних преступников в колонии.

Дисциплина у Демосфена.

Демосфен, во времена Древней Греции, пытался методично обучить себя ораторскому искусству. К этому у него, природных навыков особо не было. Ему было очень трудно, и для того чтобы как-то стимулировать у себя развитие методичности, он делал следующее:

1. Брил половину головы, чтобы стыдно было выйти на улицу, пока отрастали волосы. Он в течение этого времени тренировался ораторскому искусству. 

2. Так как у него был дефект дикции, чтобы его исправить, он набирал в рот камешки и произносил тексты и скороговорки. А для того чтобы, заодно тренировать дыхание, которое необходимо любому оратору, все это он делал взбегая на гору.

3. Демосфен, невероятно боялся публичных выступлений, поначалу. А чтобы мысли во время выступления не вылетали из головы, он все речи писал заранее. Прорабатывал все возможные вопросы и ответы на них. На это у него уходило, почти все время, на этапе обучения.

4. Когда же содержание речей у него уже было хорошее, но слушатели все равно не задерживались, не желая дослушать речь до конца, он заплатил большие деньги, учителям по актерскому мастерству. Оттренировал интонации, мимику и жесты, на что ушли долгие годы, после чего стал великим оратором мира, которого мы помним уже 2500 тысячи лет.

Как вы думаете, удалось бы Демосфену достичь этого уровня в ораторском искусстве, если бы он не занимался, непрерывно, методично и дисциплинированно? Достиг бы он всего этого, если бы попробовал только пару дней и бросил со словами: "Да, это не мое! И мне это не интересно"?

Дисциплина у Эриха Фромма.

Э. Фромм говорил, что для выработки навыка в любом деле необходимы: дисциплина, сосредоточенность, терпение, заинтересованность, смирение, вера, активность, честность, методичность. 
Рассмотрим более подробно:

1. Дисциплина. 
Задача родителей добиться того, чтобы у ребенка дисциплинированность была: "...выражением собственной воли; что она ощущается как нечто приятное, и человек постепенно привыкает к такому поведению настолько, что со временем ему будет чего-то недоставать, если он перестанет так вести себя. Один из неудачных аспектов нашего западного понятия о дисциплине (как и о любой добродетели) состоит в том, что подчинение дисциплине представляется чем-то тягостным, и только если оно тягостно, может считаться «хорошим». На Востоке уже давно поняли, что то, что хорошо для человека — для его тела и души, - должно быть также и приятно, даже если вначале нужно будет преодолеть некоторое сопротивление [препятствия]" (Э. Фромм).

Вы показываете своим примером, что трудиться желательно, с любым настроением. Потому что понимаете, что не получится добиться головокружительных успехов в спорте, учебе, профессии, если заниматься редко и под влиянием только хорошего настроения. И можно ли стремиться овладеть каким-то искусством, и быть часа три дисциплинированным, а оставшееся (остальное) время проводить в расслабленно- ленивом времяпрепровождении? Нет, нельзя.

Почему так тяжело бывает родителям организовать свободное время ребенка? И почему ребенку хочется лениться в не учебное время? Потому, что ребенок не видит взаимосвязи текущих занятий и своей будущей профессии. Он не знает как можно сейчас извлечь пользу из этих уроков.

Пример из практики: что мешало вырабатывать дисциплину подростку? Мальчик 15 лет, назовем его А., на тот момент еще пока не определился с профессией, математику изучал с удовольствием, да и потому что она получалось легко, а остальные предметы учил понемногу и как-нибудь (лишь бы не "дергали" родители). У мальчика не было понимания почему ему еще и в свободное время не надо смотреть телевизор, он долго просиживать в социальных сетях или за играми компьютерными, ему не хотелось посвящать своему какому то предмету максимальное внимание. Почему? Он не знал зачем ему этот предмет понадобится в будущем. Он не знал главного кем он хочет быть. 

Поэтому как и большинство наших подростков отпустил все на авось и пошел за компанию с друзьями в колледж, после которого получал специальность - оператор ЭВМ. Но не тут то было. А., проучился на факультете около трех лет и понял, что в данной профессии работать не хочет. Ведь, как писал А.С. Пушкин: "... но труд упорный Ему был тошен". Прохождение практики у А., вызывало скуку. Может ли скучающий студент привлечь хорошего работодателя? Нет. И поэтому его не позвали на постоянную работу после практики. И именно поэтому, он как и большинство наших окончивших учебное заведение выпускников, с трудом начал думать что же делать дальше. А., стал думать опять, куда пойти учиться. Но каждый из выбранных вариантов ему казался: "Это не мое, это не интересно". На горизонте у А., маячила армия, но он и к ней себя никак не готовил (не занимался спортом, не обучался вождению машины и т.п.). А как вы думаете, чему он посвящал свое свободное время? Верно, играм за компьютером. Да, у А., были превосходные способности в математике, но какова его судьба дальше? Если он их не развивает, применяя дисциплину в своей жизни. Какова судьба А.? Так же банальна и типична, как и у большинства наших подростков, от типичного беспомощного неудачника по жизни, до алкоголика игромана и даже преступника. Не верите мне? Почитайте статистику.

2. Сосредоточенность.
Знакома ли вам ситуация, когда вы пытаетесь сразу делать несколько дел одновременно: разговаривать с ребенком, вести машину, и думать о предстоящем разговоре с начальником. Но после такого "насыщенного" дня, вы себя ловите на ощущение сильной усталости. 

У нас есть рекомендация- делать одно дело, в одну единицу времени, пусть бы даже в ущерб другим делам.

3. Терпение. 
К сожалению, большинство невротиков гложет желание быстрых результатов. По нашим представлениям, точнее слово терпение было бы перевести как понимание процесса роста. 

Анекдот. Чукча посадил картошку 21 мая, 26 мая- выкопал. Почему? Очень кушать хотелось.

Вот на таких огородников похожи и большинство родителей и большинство детей, под их воздействием.

Многие родители, приходя на консультацию к психологу хотят за полчаса избавить ребенка от навязчивостей, или приобрести навык управления детьми после первого применения на практике. Возможно ли это? Они в течение 30-40 лет жизни приобретали автоматический характер, не учились быть дисциплинированными, разве может любой психолог даже с прекрасной квалификацией, за 10 минут избавить их от проблем, которые они накапливались длительно. И что тогда происходит? Такие невротичные родители идут к очень быстрым специалистам: астрологи, биоэнергетики, гипнотизеры, гадалки и пр. Эти специалисты обещают результат, но надежен ли он будет? И получите ли вы его? 

Если вы понимаете, что результат в учебе и работе наступит не сразу, то вы не терпите, а спокойно ждете, продолжая нарабатывать навык.
Так же как и крестьянин, посадив в землю семечко, не терпит, а спокойно ждет всхода рассады, а потом созревания плодов.

4. Заинтересованность.
С чем мы, как психологи, часто сталкиваемся на консультациях? Рассказываем родителям про необходимость длительной методичной работы, прежде всего над собой, ждем по глупости их понимания и тут же, чтобы они действовать начинали, а видим противоположное. Родители раздосадованы тем, что в вопросах воспитания детей им самим предлагается работа по наработке дисциплины. Ведь это и есть причина, проблемы. Родителям же очень хочется работать только над симптомом. А именно напрямую, "давить" своих детей, продолжая самим оставаться не дисциплинированными. Например, если у ребенка конфликтные отношения с учителем и одноклассниками, родителей интересует скорее только разрешение данного конфликта, а не наработка ребенком умения грамотного поведения в конфликтах вообще. Родителям хочется, чтобы психолог достал волшебную палочку, махнул ею и у их сына или дочки конфликт с Марией Ивановной из 5"б" рассосался бы сам по себе. 

Почему-то родители не заботятся о том, чтобы их сын или дочка не создавали эти конфликты дальше. Эрих Фромм говорит о важности в наработке дисциплины и психологического здоровья обучения аутогенной тренировке, физической культуры, развитию мышления. Но как доказать родителям, что эти вещи связаны с сегодняшними конфликтами их детей, мы не знаем.

Козьма Прутков говорил: "Зри в корень".
Если нет представления, что данный навык, есть самый важный, то ученику никогда им не овладеть.

5. Смирение. 
Перед чем нужно смирение? Перед неизбежными законами природы, или перед моей или любой иной человеческой ограниченностью (физической). Эрих Фромм предлагает смириться с имеющимися задатками, способностями, возможностями. Надо ли Альберту Эйнштейну страдать от того, что он не стал художником Рембрандтом? Нет. Если бы он так страдал, мы могли бы назвать его невротиком. Ведь у Эйнштейна гениальные задатки в физике и их надо развивать. И Эйнштейну стоит смириться, что у него нет задатков и способностей в рисовании. Если человек смиряется, то у него наступает понимание, что в жизни лучше рассчитывать на самого себя, а если сил сейчас не хватает, то становится ясно куда направлять свое развитие.

6.Вера.
О вере написано много книг и литературы. Э. Фромм говорит не о вере в бога, а о вере в человека, в самого себя, в науку, и других людей.

Зачем это надо? Ведь если вы, родители, верите в закономерности развития мира, в закономерности развития вашего ребенка, если вы верите, что у него хорошие гены, что он способен сам справиться со своими трудностями, будете ли вы его баловать и избавлять от проблем, которые он должен в своем возрасте уже решать сам. Нет. Тогда вы не будете покупать ему 8-й айфон новой марки, вы не будете давать ему излишние карманные деньги, когда он прогуливает колледж. Вы не будете ждать улучшения его знания английского уже через 10 минут. 

Если вы верите в своего ребенка, вы не предложите ему своих услуг раньше, чем он вас об этом попросит. Что такое воспитание? Это риск, что ребенок получит травму или неприятные эмоции. Нужен ли этот риск? С точки зрения Э. Фромма, и я с ним полностью согласна, необходим. Можем ли мы воспитать самостоятельных детей, если не сможем разумно рисковать?
Без веры в своих детей вы не сможете разумно рисковать.

7. Активность. 
Что вы понимаете под активностью? Часто, люди под активностью, понимают имитацию бурной деятельности. Или как на физике седьмого класса рассказывают про броуновское движение (беспорядочное движение). Э. Фромм рекомендует под активностью понимать осознанность. Если я, один человек в течение работы сделает 40 звонков, непонятно куда, сбегает в 8 мест, с неясной целью и не успеет пообедать, и будет чувствовать себя как загнанная лошадь. Другой позвонит три раза и получит нужный результат, и чаю попьет, и с сыном осознанно посмотрит фильм, и будет чувствовать себя и отдохнувшим и радостным.

Под активностью Фромм имеет ввиду творческое и созидательное применение своих сил. А творчески, мы начинаем к чему-то подходить только после того, как освоили фундаментальные основы какого-то дела.

Сон-это единственное состояние где можно лениться.

8. Честность. 
Что такое честность? Психология, вообще-то, моралью не занимается. Можно ли быть честным со всеми всегда? Не знаю. Но Фромм рекомендует быть честным с самим собой. Как любой родитель может быть честен с самим собой, получается у него или нет? Не знаю. Нам кажется, что самому это сделать невозможно и стоит обратиться к мнению профессионала, которому вы доверяете. К психологу, которому вы доверяете. Он вам поможет увидеть истинное положение дел и назовет вещи своими именами. Возможно, вам будет казаться, что вы любите своего ребенка, а профессионал вам скажет, что вы его балуете и готовите ему тяжелую судьбу. Стоит вам продолжать слушать этого профессионала или продолжать находиться в своих иллюзиях? Решите сами! 

Если ребенок просиживает за компьютерными играми ежедневно, в течение нескольких месяцев, желательно признать зависимость.

Если ребенок употребил пару раз наркотики, то это - наркоман навсегда.

9. Методичность.
Определение, что такое методичность у Фромма следующее, это движение к намеченной цели шаг за шагом, с анализом и неустанным исправлением поступающих ошибок и небольших успехов.